Администрация
муниципального образования город Салехард
Департамент образования
ПРИКАЗ №86-о
От 03 февраля 2011 года |
г. Салехард |
Об утверждении новой редакции Инструкции о порядке ведения классных журналов в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Салехарда
В связи с приведением в соответствие нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений и на основании предложений от муниципальных общеобразовательных учреждений, п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить новую редакцию Инструкции о порядке ведения классных журналов в муниципальных общеобразовательных учреждениях города (далее – Инструкция) (приложение).
2. Исполняющему обязанности начальника отдела информатизации и защиты информации Белинской К.Г. разместить данный приказ на сайте департамента образования.
Срок: до 05 февраля 2011 года.
3. Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений: обеспечить исполнение Инструкции классными руководителями и учителями – предметниками при заполнении и ведении классных журналов
Срок постоянно.
4.Считать утратившим силу приказ департамента образования от 27.12.2010 г. №1069-0 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения классных журналов в общеобразовательных учреждениях города».
5.Контроль исполнения данного приказа возложить на заведующего сектором общего образования Окулевич Э.А.
Начальник департамента |
Т.Н.Савоськина |
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента образования
Администрации МО г.Салехард
от 03 февраля 2011 г. № 86- о
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА САЛЕХАРДА
1. Общие положения
1.1. Классный журнал является государственным документом, фиксирующим этапы и уровень фактического усвоения образовательных программ, принятых общеобразовательным учреждением, уровень обученности учащихся, посещаемости ими учебных занятий.
1.2. Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению номенклатуры дел общеобразовательного учреждения. Классный журнал обязательно включается в номенклатуру дел учреждения, рассчитан на один учебный год и ведется по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
1.3. Настоящая инструкция определяет единый порядок ведения классных журналов в муниципальных общеобразовательных учреждениях города.
1.4. Классный журнал является финансовым документом. Правильность оплаты труда за фактически проведенные уроки, правильность оплаты замены уроков, объективная оценка труда учителя-предметника, классного руководителя по многим критериям зависит от оформления, качества ведения классного журнала.
1.5. В конце каждого учебного года журнал, проверенный и подписанный руководителем общеобразовательного учреждения, сдается в архив школы. Срок хранения классного журнала составляет 5 лет. По истечении 5 лет после окончания учебного года из классного журнала изымаются листы «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся», брошюруются по годам в одну единицу хранения, которая оформляется установленным порядком и хранится в учреждении не менее 25 лет.
1.6. В случае частичной порчи (полной утраты) классного журнала составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного классного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания журнала и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются из дневника и тетрадей учащихся.
2. Общие требования к порядку ведения и оформления классного журнала
2.1. Классный журнал является государственным документом, к ведению классного журнала допускаются только педагогические работники, проводящие уроки в данном классе, а также административные работники, курирующие работу класса.
2.2. Директор общеобразовательного учреждения и его заместители по учебно- воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения. «Замечания по ведению классного журнала» и записи о результатах контроля ведутся в графе «Отметка о выполнении».
2.3. Классный руководитель и учитель несут ответственность за состояние, ведение и сохранность классного журнала.
2.4. Аккуратное, точное и своевременное ведение классного журнала обязательно для классного руководителя и каждого учителя, работающего в данном классе.
2.5. Все записи в классном журнале должны вестись на русском языке четко и аккуратно, без исправлений, пастой синего цвета.
2.6. В классном журнале подлежат фиксации только уроки в объеме обязательной учебной нагрузки обучающихся в соответствии с учебным планом учреждения.
2.7. Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например: 1а класс, 4б класс, 6 в класс 10 е класс и т.д.
2.8. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе или директор общеобразовательного учреждения дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости на год, в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет (1 недельный час (далее – нед.час) - 2 страницы (далее – с.), 2 нед. часа – 4 с., 3 нед. часа – 5с., 4 нед. часа – 7 с., 5 нед. часа – 8 с., 6 нед. часа – 9с.).
3. Обязанности педагогических работников, осуществляющих ведение и оформление классных журналов
3.1. Классный руководитель заполняет в классном журнале:
- титульный лист;
- оглавление (наименование предметов пишутся с прописной буквы в соответствии с их названиями в учебном плане, указываются страницы);
- списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью, в алфавитном порядке);
- фамилию, имя, отчество учителя-предметника (полностью без сокращения) и наименование учебных предметов (со строчной буквы без сокращений) инвариантной и вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, на их изучение которых отводится по учебному плану не менее 32 часов за учебный год;
- на всех страницах журнала;
- общие сведения об учащихся заполнять с использованием личных дел учащихся;
- сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися;
- сводную ведомость учета посещаемости отмечать количество уроков, пропущенных обучающимися в течение учебного дня, четверти, полугодия (10,11(12) классы) и учебный год;
- сводную ведомость учета успеваемости и поведения учащихся;
- сведения о занятости в кружках (секциях, клубах);
- сведения о занятости на факультативах, листок здоровья (в алфавитном порядке фамилия, имя учащегося – полностью, год рождения).
3.2. Классные руководители обязаны:
─ своевременно заполнять страницы журнала в соответствии с инструкцией и следить за накопляемостью оценок с целью своевременности и объективности оценивания знаний учащихся;
─ при оформлении классных журналов 5-9 классов учитывать, что класс на занятиях по технологии, иностранному языку, информатике и ИКТ делится на две группы;
─ при оформлении классных журналов 10 – 11 (12) классов учитывать, что класс на занятиях по технологии, иностранному языку, информатике и ИКТ, физической культуре делится на две группы;
─ своевременно фиксировать изменения в списочном составе учеников в классном журнале (выбытие, прибытие и т.п.) после издания соответствующего приказа по общеобразовательному учреждению. Фамилия, имя прибывшего ученика вносятся в списочный состав класса под следующим (очередным) порядковым номером на все соответствующие страницы журнала.
В случае выбытия (прибытия) обучающегося:
ü напротив его фамилии на страницах журнала пишется слово «выбыл» («прибыл»);
ü на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись о выбытии (прибытия) с указанием даты, места выбытия (прибытия) и номера приказа например, Петров Петр выбыл (прибыл) 05.10.2008 года в ________, приказ № ___ от «__»___2010 г.
─ контролировать своевременное заполнение страницы «Листок здоровья» медицинским работником;
─ ежедневно отмечать на странице «Сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися» количество уроков, пропущенных обучающимися. В случае отсутствия учащихся по различным причинам допустимы следующие условные обозначения причин пропусков:
- уроки, пропущенные по уважительной причине (болезнь, соревнования, участие в мероприятиях по согласованию с администрацией школы, заявление родителей и т.д.) отмечаются символом «у»;
- уроки, пропущенные по причине болезни отмечаются символом «б»
- уроки, пропущенные по неуважительной причине отмечаются символом «н».
─ подводить итоги по количеству дней и уроков, пропущенных учеником по окончании четверти (полугодия), учебного года на странице «Сводная ведомость учета посещаемости»;
─ переносить с предметных страниц в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся отметки за четверть (полугодие), год, экзаменационные и итоговые отметки;
─ по окончании учебного года на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика делать одну из записей:
ü переведен(а) в ___ класс. Протокол № ___ от «__»___2010 г.;
ü оставлен(а) на повторный курс обучения в ___ классе. Протокол № ___ от «__»___2010 г.;
ü в 9 классах: Допущен(а) к государственной (итоговой) аттестации. Протокол № ___ от «__»___2010 г. Окончил(а) курс основного общего образования. Протокол № ___ от «__»___2010 г.
ü в 11 классах: Допущен(а) к государственной (итоговой) аттестации. Протокол № ___ от «__»___2010 г.Окончил(а) курс среднего (полного) общего образования. Протокол № ___ от «__»___2010 г.
3.3. Учителя- предметники обязаны:
─ систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала записывать тему, изучаемую на уроке. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно- тематическому планированию и программе по предмету. Дата записи темы урока должна совпадать с датой выставления оценок, следовательно, количество тем и число уроков на страницах должны быть одинаковыми;
─ точно указывать по проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам их тему и количество затраченных часов;
─ записывать в графе «Домашнее задание» содержание задания (отмечать все виды домашних заданий, их разнообразие), указывать страницы, номера задач и упражнений. Задание на дом задавать в соответствии с требованиями Сан Пин 2.4.2.1178-02 (п.2.9.19);
─ при проведении сдвоенных уроков записывать тему каждого урока в каждой графе;
─ своевременно выставлять отметки в графе того дня (числа), когда проведен урок или письменная работа. Отметки за письменные работы выставляются в сроки, предусмотренные нормами проверки письменных работ;
─ в клетках для отметок записывать только один из следующих знаков - 2,3,4,5, н («не был»), н\а («не аттестован»), осв.(«освобожден»). Рекомендуемая частота выставления отметок: при 2-х уроках в неделю по предмету у учащегося должно быть не менее двух отметок в месяц. Рекомендуемое обще количество отметок в классе за обычный урок, на котором не проводилась письменная работа, не менее пяти;
─ записи на занятиях по иностранному языку, информатике, физической культуре (при делении класса на две подгруппы) вести индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу;
─ в случае проведения тематического учета знаний (контрольная работа, зачет, сочинение, практическая или лабораторная работа и др.) выставлять отметки у всех обучающихся в графе того дня, когда проводилась промежуточная аттестация. В случае проведения промежуточной письменной работы, рассчитанной не на весь урок, в целях получения обратной связи об уровне усвоения изучаемого материала, учитель может не выставлять в журнал неудовлетворительные отметки;
─ на левой стороне развернутой страницы журнала в соответствующей строке необходимо указать название месяца со строчной (маленькой) буквы, а число (дата) проводимого урока должна быть записана в соответствующей строке арабскими цифрами. Соответственно на правой стороне данной развернутой страницы журнала число (дата) и месяц проводимого урока должна быть записана в соответствующей строке арабскими цифрами (например: 07.09. или 22.11). При сдвоенном уроке – дату записать дважды (например: 07.09, 07.09).
─ на правой стороне развернутой страницы журнала записывать темы уроков в соответствии с формулировкой по рабочей программе (календарно-тематическому планированию). Количество часов по каждой изучаемой теме (разделу) должно строго соответствовать программе учебного курса (рабочей программе) или календарно-тематическому планированию. При записи темы «Повторение» обязательно указывается конкретная тема (например: «Повторение. Десятичные дроби»). О форме письменной работы обязательно должна быть сделана в журнале (на правой стороне) соответствующая запись с обязательной пометкой темы, по которой проводилась данная работа (например: Контрольная работа №1 «Натуральные числа»). Самостоятельная или тестовая проверочная работа, рассчитанная учителем не на весь урок, также фиксируется на правой стороне журнала после записи темы урока. Например: 10.11. Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.;
─ выставлять итоговые отметки за каждую учебную четверть после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти. Итоговые отметки за каждую четверть (полугодие), год выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету без пропуска клетки и без выделения вертикальной линией. Текущие отметки следующей четверти выставляются в следующей клетке после четвертных (полугодовых) отметок. Годовая отметка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом отметок за последнюю четверть (полугодие). В соответствующей графе на левой стороне журнала вместо даты урока делается запись вида: «I четверть» или «год»;
─ четвертные, полугодовые и годовые отметки должны быть выставлены своевременно и объективно. Для объективной аттестации обучающихся за четверть (полугодие) необходимо наличие не менее трех отметок (при 1-часовой недельной нагрузке) и не менее 5 отметок (при учебной нагрузке 2 и более часов в неделю). Главным критерием выставления отметок являются результаты за письменные работы (сочинение, контрольные работы по предметам);
─ за четверть (полугодие) ученик может быть не аттестован («н/а») в случае, предусмотренном Уставом общеобразовательного учреждения, т.е. при условии пропуска 2/3 учебных занятий и отсутствия трех или пяти отметок. Обучающийся может быть не аттестован за год («н/а») только в случае наличия менее двух отметок за четверти и пропуска обучающимся не менее 2/3 учебного времени;
─ при отмене занятий по метеорологическим условиям на правой стороне журнала в графе «Что пройдено» с соответствующей датой производить запись «актированный день», на левом развороте в столбце, предназначенном для выставления оценок за урок, оставить пустое место, никаких записей в столбцах не производить, оценок не выставлять. Для учета проведенных в актированный день индивидуальных, групповых занятий в школе заводится специальный журнал на параллель, несколько классов и т.д., где фиксируются проведенные занятия, фамилии присутствующих обучающихся, указываются темы, возможно выставление оценок.
─ при отмене занятий по причине карантина на правой стороне журнала в графе «Что пройдено» с соответствующей датой производить запись «карантин», на левом развороте в столбце, предназначенном для выставления оценок за урок, оставить пустое место, никаких записей в столбцах не производить, оценок не выставлять.
─ систематически оценивать знания детей, обучающихся на дому. Их фамилии, данные об успеваемости, переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса. На каждого ученика, обучающегося индивидуально на дому, заводятся специальные журналы для индивидуального обучения на дому, где учителя записывают дату занятия, содержание пройденного материала, количество часов;
─ выставлять отметки (текущие и итоговые) в специальном журнале для индивидуального обучения на дому - детям, обучающимся на дому. Эти же учителя в конце четверти, полугодия, года выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость. Записи в журнале для индивидуального обучения на дому в конце четверти, полугодия, года подписываются родителями (законными представителями) обучающегося;
─ в конце итогового периода записывать число проведенных уроков:
Четверть. Проведено: - по плану: уроков; - фактически уроков; - из них практических уроков. Подпись учителя. (Запись ведется в одной строчке). |
Год. Проведено: - по плану уроков; - фактически уроков; - из них практических уроков. Программа пройдена полностью. Подпись учителя. |
─ все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно (только фиолетовыми чернилами).
─ инструктаж по технике безопасности на уроках физики, химии, физической культуры, трудовому обучению и др. обязательно отмечать в графе «Что пройдено на уроке».
4. Некоторые особенности оформления классного журнала
4.1. Литература:
─ уроки развития речи обозначаются символом «Р.Р.» сочинение записывается следующим образом: например: «10.11. Р.Р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.»;
─ отметки за выразительное чтение или чтение наизусть выставляются в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено на уроке» делается соответствующая запись (например: «А.Блок «Двенадцать». Чтение наизусть»).
4.2. Начальные классы:
─ в классном журнале не заводится отдельная страница по ОБЖ, Правилам безопасности на дорогах для записи тем, составляющих части курса «Окружающий мир» (см. Письма Минобразования России от 22.05.1998 №811/14-12 и от 25.03.1999 №389/11-12);
─ внеклассное чтение является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится. Отдельная отметка за внеклассное чтение, соответственно, не ставится, так как нет отдельного учебного предмета по внеклассному чтению;
─ перед записью темы урока по внеклассному или самостоятельному, выразительному чтению следует писать сложносокращенные слова: «Вн.чт.», «Сам.чт.», «Выр.чт.»;
─ в первом классе отметки в классный журнал ни по одному учебному предмету не ставятся.
5. В классных журналах не допускается:
5.1. Итоговые (четвертные) отметки выставлять на новой странице, если на этой странице отсутствуют текущие отметки.
5.2. Пропускать клеточку (клетки) перед и после выставления итоговых (четвертных, полугодовых, семестровых) отметок.
5.3. На левой стороне журнала (на листе выставления отметок) делать вертикальные записи типа «контрольная работа», «словарный диктант», «изложение», «лабораторная работа» и т.д., или на правой стороне делать пометки цветной пастой.
5.4. Исправление отметок, использование корректирующей жидкости.
5.5. Вертикальное очерчивание четвертных и годовых оценок.
5.6. Выставление в журнале точек вместо отметки, отметок со знаком «минус» или «плюс» или других символов.
5.7. Выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия обучающегося (3-х и более уроков отсутствия), так как сдерживает развитие успехов обучающихся в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному предмету.
5.8. Пересмотр и исправление отметок за четверть (полугодие), год. В случае ошибочного выставления отметки исправления делаются следующим образом: исправление итоговых отметок допускается только по распоряжению директора, после рассмотрения письменного объяснения учителя, неправильная отметка зачеркивается одной чертой, рядом ставится верная отметка, внизу страницы делается запись: «У обучающегося (фамилия, имя) за___четверть (полугодие) исправлено 3(удовлетворительно) на 4(хорошо)», ставится подпись директора и печать учреждения.
5.9. Допускать учеников к работе с классным журналом.
5.10. Выносить классный журнал из помещения образовательного учреждения. Исключениями могут быть плановые проверки школьной документации, проводимые специалистами органов осуществляющих управление в сфере образования.
< Предыдущая | Следующая > |
---|