Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды


Подписаться на рассылку Viber информация о ПОГОДЕtelegram информация о погоде

nezocenka

rodplbaner

opros

sgonew

e-uslugi

pmpk ani

ege log_2021

Горячая линия в 1 классы

logo oge_ege

mdoubaner

roditelym

inkluzive

giagl2018

salehard

fgoc2c

ФГОС дошкольного образования

miobrs

persdeti

Госуслуги

dipembl



Система дополнительного образования Салехарда

 О модернизации программного «поля»  дополнительного образования в современных условиях

Государственной программой  «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы    поставлены задачи обеспечения равенства доступа к качественному дополнительному образованию разных категорий детей и обновления его содержания и технологий в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития [1].   Концепция развития дополнительного образования  детей рассматривает миссию дополнительного образования как открытого образования, обеспечивающего право человека  на развитие и свободный выбор  различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение  детей; ставит  задачи повышения  вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка; обновления его содержания  в соответствии  с интересами детей, потребностями семьи и общества [2].

Постановка данных задач  потребовала реформирования  программного поля дополнительного образования, разработки  дополнительных образовательных программ нового поколения, отвечающих современным запросам общества, государства, детей и их родителей.

Обеспечить решение данных целевых установок и поставленных задач возможно только  в случае успешной и эффективной работы  учреждения дополнительного образования  в целом и каждого педагога в отдельности над  созданием  дополнительных образовательных программ.  Федеральным Законом   «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 года  № 273 – ФЗ (как и предыдущим Законом  Российской  Федерации «Об образовании») разработка и утверждение образовательных программ  отнесены  к компетенции образовательной организации, поэтому данному вопросу   всегда уделялось особо пристальное внимание.  

 Проектирование  дополнительной образовательной программы, представляющей собой достаточно сложный  учебный и нормативный документ, является одной из наиболее  трудных задач, стоящих перед педагогом, и требует его высокой квалификации и опыта работы.       Данная  проблема   не раз была предметом обсуждения и анализа в профессиональном сообществе  педагогов дополнительного образования города. В целях   повышения профессиональной  компетентности педагогов дополнительного образования,  обучения их навыкам и умениям  программирования, муниципальной методической службой  города были  проведены  практико-ориентированные семинары по разработке программно-методического обеспечения: «Технология разработки дополнительной образовательной программы», «Требования к оформлению и содержанию  структурных  элементов  образовательной программы дополнительного образования детей»,     и др.  В рамках постоянно действующего семинара, в работе творческих групп рассматривались вопросы классификации дополнительных образовательных программ, технологии их проектирования и построения, учебно-методического обеспечения, мониторинга образовательных  результатов; современные требования к содержанию и оформлению.

Другой эффективной формой повышения профессионализма в данной сфере деятельности    являлись конкурсы,    направленные на совершенствование программно-методического обеспечения  дополнительного образования:      

конкурс дополнительных образовательных программ;    

конкурс  методических и дидактических  материалов;

конкурс   программно-методических комплексов дополнительного образования  детей;   

конкурс дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности, предназначенных для реализации в рамках  ФГОС;

конкурс    методических   материалов «Мониторинг образовательных результатов  в программах дополнительного образования детей»;     

конкурс дополнительных образовательных программ интенсивных школ.

В очной форме проводился конкурс педагогов  дополнительного образования  «Сердце отдаю детям»,  одним из этапов которого является выполнение задания «Защита дополнительной образовательной программы».   Также педагоги  дополнительного образования принимали участие в региональных и Всероссийских конкурсах дополнительных образовательных программ и  методических материалов.

В рамках муниципальной опытно-экспериментальной работы по теме «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования как условие обновление его содержания»  изучалась актуальная,   вызывающая наибольшие затруднения у педагогов  проблема мониторинга результатов реализации  образовательных программ.    

Все эти мероприятия позволили сформировать компетентность в  сфере  проектирования дополнительных образовательных программ и создать городской банк  программно-методических материалов.

В  настоящее  время  образовательный процесс в творческих, спортивных, технических, естественнонаучных объединениях   осуществляется  на основе  230  дополнительных образовательных программ различных направленностей, учитывающих    многоаспектные потребности и интересы детей и подростков. Традиционно, как и в  других  муниципальных образованиях,  на протяжении многих лет  преобладают программы художественной  и физкультурно-спортивной  направленностей.  Но в то же время в последние 2-3 года  произошли значительные изменения  в  программном обеспечении  дополнительного  образования, которые отражают  требования государственного и социального заказа.  

Выделяют несколько ключевых позиций,  по которым  необходимо осуществлять  реорганизацию программного обеспечения дополнительного образования [3].

             Позиция первая – диверсификация образовательных программ (увеличение их   разнообразия, расширение ассортимента дополнительных образовательных программ;   разработка программ по новым видам деятельности).

 Позиция вторая – качественное обновление содержания и условий  реализации программ  в соответствии с уровнем   развития современной  науки, техники, искусства и спорта.

 Позиция третья – расширение контингента детей, являющихся непосредственными адресатами образовательных практик (разработка программ  для    дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-мигрантов).

Ряд  образовательных организаций  активно откликнулся на  требования времени, запросы  учащихся и их родителей.  Необходимость развития  детского технического творчества, конструкторской и изобретательской деятельности  потребовала  разработки соответствующих  дополнительных образовательных программ: «Легоконструирование», «Робототехника» и  т.п., которые реализуются сегодня во всех  школах. Внедряются программы  по таким  перспективным направлениям, как компьютерная графика, компьютерная анимация.

Улучшение  материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей,  приобретение  новой  техники  (картов, мотоциклов, горных велосипедов), туристического оборудования, современного оборудования для авимоделирования  в МБОУ ДОД  «Станция юных техников»  потребовало разработки новых дополнительных образовательных программ физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой и  технической направленностей, открытия новых объединений  «Механик картинга», «Мототехника»,  «Юный мотокроссник», «Горный велотуризм», «Устремленные в небо»,  что позволило значительно  увеличить количество детей старшего подросткового возраста в объединениях, в том числе детей группы «риска».  

Развивается одно из инновационных направлений в деятельности системы дополнительного образования – предметные интенсивные каникулярные школы для одаренных детей, в рамках которых  учащиеся  включаются  в   самостоятельную индивидуальную и командную работу, в современные формы деятельности и коммуникации, различные  практики,  направленные на успешную социализацию личности, на формирование предметных, метапредметных и личностных компетентностей.

Краткосрочные интенсивные программы естественнонаучной направленности  «Мир под микроскопом»,    «Ветеринария мелких домашних и экзотических животных»  направлены на популяризацию биологических знаний, основ научно-исследовательской и экспериментальной работы,  развитие  интеллектуальных способностей обучающихся.      Во время практических занятий учащиеся имеют возможность поработать на современном школьном лабораторном оборудовании, самостоятельно провести цифровую фото- и видеосъемку различных микроскопических объектов,  осуществить клинический осмотр животных.

В рамках программы  «Школы юных физиков»  старшеклассники на основе применения технологий интенсивного обучения в малых группах занимаются  проведением исследований в области физики. Финалом  таких школ являются   «турниры юных физиков»,  «физико-математические бои», в которых участники демонстрируют решение конкретных физических проблем, представляют структурированные доклады, защищают способы решения и    результаты, полученные  в полемике с оппонентами, делают рецензии на проведенные исследования.  

  В целом  участие в интенсивных школах способствует  развитию  исследовательских учащихся, их социальному,  личностному самоопределению, творческой  реализации.    Главным достижением интенсивных школ  является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых; развитие творческого мышления, интеллектуальной активности, рефлексии, понимания.

 Разрабатываются и внедряются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, способствующие социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями  здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.  Так в МБОУ ДОД   ЦДТ «Надежда»,  являющемся  региональной опорной площадкой социально-педагогической направленности в Ямало-Ненецком автономном округе, в 2014-2015 учебном году  реализуется 20 дополнительных индивидуальных общеразвивающих программ для   детей-инвалидов, которые разработаны    с  учетом  особенностей   каждого конкретного обучающегося.

 Также в этом учреждении разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа  для  детей-мигрантов, детей вынужденных переселенцев «Общение в новой культурной среде» с   целью оказания помощи   в социокультурной адаптации, в формировании коммуникативной компетенции и приобретении навыков   конструктивного   поведения в конфликтных ситуациях.    

Запросы на предоставление образовательных услуг  дошкольникам   удовлетворены путем  внедрения, помимо традиционных,   комплексной образовательной программы «Школа раннего развития «Росток» социально-педагогической направленности, которая предусматривает  участие родителей в занятиях и игровых программах  с детьми.

Еще одно направление деятельности, в которое активно включились учреждения дополнительного образования детей – это  взаимодействие с общеобразовательными организациями в целях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Анализ функционирования кружков  внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях показал, что интересы учащихся достаточно разнообразны, а  возможности школ в удовлетворении запросов детей и их родителей недостаточны, и в полной мере обеспечить организацию внеурочной деятельности  они не могут.  Именно педагоги дополнительного образования  играют  сегодня   значительную роль в обеспечении качества  внеурочной деятельности.   С 2011-2012 учебного года были заключены договоры  между общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования. Для реализации в рамках ФГОС НОО были разработаны  специальные краткосрочные дополнительные образовательные программы (36-72 часа), направленные на развитие личностных и метапредметных компетенций.   Предлагаемые  организациями дополнительного образования  программы  востребованы школами; интерес представляет их содержание, развивающий характер, ориентация на творческую и исследовательскую деятельность.  

Анализируя программное «поле» дополнительного образования  образовательных организаций города Салехарда, можно сделать следующие выводы:

– педагоги дополнительного образования  владеют технологией разработки дополнительных образовательных программ;

–  спектр дополнительных образовательных программ достаточно разнообразен и постоянно обновляется  с учетом  запросов детей и их родителей, инновационных направлений развития образования;

– осуществляется обновление содержания существующих дополнительных образовательных программ, форм и условий  их реализации;

–       основной  метод, используемый в работе – проектный;  который  позволяет создать вне школы модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на самостоятельное получение новых знаний и  активную исследовательскую деятельность, на творческую самореализацию личности учащегося;

– большинство дополнительных образовательных программ художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей     включают    национально-региональный  компонент; через изучение истории, природы,  культуры,   знакомство с   традициями – играми, песнями, танцами,   народными календарными и  семейными обрядами, ритуалами и праздниками  народностей, населяющих Ямал, происходит воспитание гражданственности и любви к Родине.

Таким образом, система дополнительного образования города Салехарда, обновляя и развивая свое содержание,  «создает  условия  для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации  в социально позитивных видах деятельности» [5].

В то же время, констатируя   позитивные достижения в системе дополнительного образования города, мы не  можем не отметить те  ключевые  направления дальнейшей модернизации программного обеспечения дополнительного   образования,  которые   определены в  Концепции развития дополнительного образования,   и  которые нам предстоит осваивать:

  • расширение партнерского взаимодействия  с общественными организациями и другими социальными партнерами,  привлечение  к  разработке и реализации программ талантливых  специалистов из других сфер: искусства, техники, экономики (программы   интенсивных школ, реализуемых в каникулярное время – биология, ветеринария, экономика, тележурналистика, предпринимательская деятельность и др.);
  • осуществление взаимодействия с музеями, центрами культуры, библиотеками, детской больницей, ветеринарной клиникой,  торговыми и промышленными  учреждениями, научно-исследовательскими организациями, средствами массовой информации, с целью  предоставления возможностей реализации дополнительных  образовательных программ на их площадках;
  • осуществление  дополнительного образования «на заказ» - разрабатывать и предлагать к реализации инновационные проекты, индивидуальные проекты, программы новых дисциплин,   игровые, досуговые, оздоровительные программы и проекты на время каникул, ремесленные мастерские выходного дня и т.п.;
  • разработка информационно-образовательных  услуг/продукции для  социальной сети информального образования.  

Литература

  1. Государственная  программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148 [Электронный ресурс] // Консультант плюс, - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
  2. Концепция развития дополнительного образования  детей: распоряжение Правительства РФ от 04 сентября  2014 г. № 1726 [Электронный ресурс] // Консультант плюс, - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
  3. Кленова Н.В. О возможных направлениях модернизации программного «поля»  учреждений ДОД//Дополнительное образование и воспитание. – 2013. № 7. – С. 3 – 9.
  4. Логинова Л.Г.  К проблеме  модернизации дополнительного образования детей//Дополнительное образование и воспитание. – 2013. № 4. – С. 35 – 36.
  5. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы: указ Президента РФ от  1 июня 2012 года  № 761 [Электронный ресурс] // сайт Президента России. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/15530

начальник департамента образования

Казыева Оксана Владимировна

Приём по личным вопросам: понедельник с 15.00 до 17.00 по адресу: г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.221, тел. 3-21-45

covid19

obraz sertifikat

iluchiy2

unnamed65341


Календарь событий

 trzaoo s

trzaoo s

СТОП ВИЧ_СПИД

С 17 октября 2011 года Минобрнауки России совместно с ООО "Всероссийское педагогическое собрание" организует телефонную "горячую линию" для граждан Российской Федерации по вопросам выплаты заработной платы учителям общеобразовательных учреждений по телефону:

8 (499) 152-67-61

Также свои вопросы Вы можете задать по телефону региональной “горячей линии” -

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)

perevoz

histrf

zdorov

prot_kor

ouprs

dpiszs

rastimdetei

dobrovolec rossii

dpiszs

dtd ani

dpiszs

legal work

3-31-34 pit

legal work

legal work

legal work

80a8afda1b039275221ce3eac8ce05d3

В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях в департаменте образования Ямало-Ненецком автономного округа продолжает работу региональная «горячая линия»:

8 (800) 300-00-80

(звонок бесплатный)

Муниципальная «горячая линия»:

8 (34922) 3-22-80