Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Подписаться на рассылку telegram информация о погоде

Pogoda 2023_5

logotip-03

e-uslugit

roditelym



Российскому дополнительному образованию - 100 лет

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей исполняется 100 лет!  Наша страна — первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков и многие другие известные в России и за рубежом люди.

Уникальная система дополнительного образования детей в России   базируется  на   следующих  принципах - учет индивидуальных способностей детей,  вариативность содержания, возможность личностного роста и профессионального самоопределения, персонализация и неформализованность образования.

Сегодня государство рассматривает всю сферу дополнительного образования как инновационную площадку, генерирующую новые модели и технологии, внедряющую их на максимально персонифицированном уровне.

Предлагаем Вашему вниманию информацию из истории  системы дополнительного образования.

Из истории  системы дополнительного образования.

Появление внешкольного образования в России разные специалисты относят к разным датам. Одни соотносят его с открытием в 30-х годах XVIII  века в Шляхетском кадетском корпусе литературного кружка, воспитанники которого издавали журнал  «Праздное время, в пользу употребленное». Другие связывали с инициативой  передовой интеллигенции в середине  XIX -  начале XX века по созданию воскресных школ, библиотек, читален, детских клубов при народных домах, которые создавались на общественные или частные средства.  

В начале 20 века были организованы первые внешкольные объединения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительской работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и т.д.).  Организовывались    детские клубы, спортивные площадки, детские оздоровительные колонии, главная задача которых состояла в развитии личности ребенка  и создании условий для разумного детского досуга: детский клуб «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1990 г.),  колония «Бодрая жизнь» (1911 г.).

 Необходимо отметить, что внешкольное образование изначально было направлено на  предоставление  низшим слоям населения элементарного образования и являлось добровольной деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. 

В ноябре 1917 года в народном Комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела  заключалась в развертывании культурно-просветительной работы. В 1918 году  дополнительное образование было включено в общую систему народного просвещения.  Особую роль в развитии внешкольной деятельности сыграл первый Всероссийский съезд по просвещению, состоявшийся в Москве в 1918 году, на котором работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

Официальной датой  рождения системы дополнительного образования  считается июнь 1918 года –  с этого времени в Москве в Сокольниках начинается деятельность  Станции юных любителей природы (с 1920 года – Биологической станции юных натуралистов) – первого государственного учреждения внешкольной работы с детьми,   организованная молодым биологом Б.В. Всесвятским.     В этом же году в Петрограде путиловские рабочие организовали для детей художественную школу, в которой дети занимались музыкой, рисованием, танцами, играли в духовом оркестре. 

Биологическая станция юных Натуралистов  достаточно быстро становиться одним из крупнейших учреждений внешкольной работы с детьми в России. Первоначально туда записались 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников, существовал конкурс. С 1922 года станция включена в сеть опытных учреждений Наркомпроса, так как   «охват работ Биостанции значительно перерос районные и общемосковские рамки»   В 1928 году станция состояла уже из двух отделений: Центральное (Москва, Сокольники) Хотьковское (в 50 километрах от Москвы).    Воспитанников и посетителей станции в 1928 году достигло 32000 человек.      

Первыми пропагандистами и исследователями внешкольного  образования, положившими начало его теоретического осмысления, стали влиятельные  педагоги и общественные деятели – П.П. Блонский, К.Н. Венцель, А.У. Зеленко, П.Ф. Лесгафт,  А.В. Луначарский, Е.Н. Медынский, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др., которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику  построения образования на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности, учет ее интересов при свободном выборе занятий на добровольной основе. С.Т. Шацкий утверждал,  что в клубе должно проявиться все, что «задавлено в детях жизнью».  К.Н. Венцель  сформулировал свои педагогические принципы  в «Декларации прав ребенка» и их можно считать образцом определения парадигмы дополнительного образования детей:

-каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий;

-заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство;

-каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью;

-каждый ребенок есть самостоятельная личность;

-каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей;

-ребенок в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком;

-ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или  другого воспитательного или образовательного учреждения;

-религиозное воспитание детей должно быть свободно.

В.П. Вахтеров развивал в своих работах  идеи свободы и право свободного выбора, важные для развития индивидуальности  ребенка. П.П. Блонский считал, что нельзя строить педагогический процесс без знания возрастных, индивидуальных возможностей детей, уважения к личности ребенка, его потребностей и интересов и соблюдения двух главных принципов – поэтапного, последовательного развития и целостного подхода к ребенку.

Совершенно очевидно, что эти педагогические идеи и принципы являются фундаментом современного дополнительного образования, главное предназначение которого – мотивация ребенка к познанию и творчеству.

В  20-30-е годы XX теория  внешкольного образования века развивалась в трудах Б.В. Всесвятского (особое место образования, исследовательский подход к обучению), Н.К. Крупской (организация внешкольной работы и ее связь со школой), А.С. Макаренко (социально-педагогические аспекты внешкольного воспитания), Е.И. Медынского (теория внешкольного образования как образования на протяжении всей жизни), С.Т. Шацкого (формирование детского коллектива и детской среды).

Основными задачами педагогики внешкольного образования, внешкольного воспитания становились:

- учет интересов и потребностей детей;

- развитие и самореализация способностей воспитанников:

- создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в коллективе;

- развитие самодеятельности и самоуправления детей;

- организация общественно полезного  и производительного труда учащихся;

- организация клубной работы и игровой деятельности.

После Октябрьской революции   содержание   внешкольного образования определялось в логике задач   советской системы народного просвещения. Внешкольным учреждениям   отводилась роль центров социалистической культуры и общественно-политической жизни, в которых все  организовывалось на самодеятельных трудовых началах. В них  работали  кружки, читальни, площадки для игр, клубы, кооперативы, просветительские общества.

В связи с развитием пионерского движения в стране начали создаваться в городах и районах дома пионеров, которые становятся детскими политическими клубами, решающими задачу привлечения детей к социалистическому строительству.  В конце 30-х годов внешкольные учреждения были ориентированы  на   идейно-политическую пропаганду, им отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры, их деятельность строилась на самодеятельных трудовых началах.

Важную роль в определении содержания внешкольной работы  сыграла деятельность Н.К. Крупской.  Она считала, что  внешкольная работа  должна развивать индивидуальность ребенка и формировать умение жить в коллективе; всячески развивать инициативу детей, помогать им в творческой работе.

Государственная сеть внешкольных учреждений сложилась к середине 30-х годов. Сформировались типы внешкольных учреждений:  комплексные или многопрофильные и однопрофильные. Наиболее массовыми из них были: дома детской книги, картинные галереи, киностудии. В это время стали создаваться лагеря пионеров, базы отдыха, детские спортивные школы и стадионы, позже – клубы юных моряков. Следует отметить, что если в 20-е годы система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления, то в 30-е годы она получила свое научное обоснование как система внешкольного  воспитания и внешкольной работы. Опыт деятельности внешкольных объединений широко освещался  в журналах «Внешкольник», «Организуйте детвору», «Вожатый», «Затейник» и др.

Большой урон внешкольным учреждениям нанесла война (1941-1945), но даже  в таких трудных условиях в стране продолжали действовать около тысячи внешкольных учреждений, которые вели серьезную работу по созданию оборонных кружков, столярных и слесарных  мастерских, залов и музеев боевой и трудовой славы героев Отечественной войны.  Именно в этот период большое распространение получило тимуровское движение: оказывалась помощь семьям фронтовиков; пионеры брали шефство над госпиталями,  собирали лекарственное сырье,  оказывали помощь школам  в освобожденных от фашистов районах.

О внимании государства к деятельности внешкольных учреждений в этот сложнейший для страны период говорит тот факт,  что 6 апреля 1943 года был издан приказ Народного комиссара просвещения РСФСР №1109 о восстановлении сети внешкольных учреждений. В нем говорилось: «… восстановить как самостоятельные учреждения областные (краевые) и республиканские станции юных техников и натуралистов, экскурсионно-туристские  станции, дома художественного воспитания детей, детские парки, спортивные школы, дома пионеров и др.». В дальнейшем Наркомпрос РСФСР   запрещал  какие-либо слияния и объединения внешкольных учреждений.

В 40-50 годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и  внеклассной работы в школах. Индивидуальные, клубные формы работы сменяются показной массовостью праздников, смотров, маршей.

В 50-х годах сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений. Постановлением Совета министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работников внешкольных учреждений» была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью. Педагогическими коллективами внешкольных учреждений с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется развитием самоуправления. В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утверждает единые «Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения», содержание, формы и методы работы.

Период 60-х годов характеризуется подъемом внешкольной деятельности.  Увеличивается количество детских клубов моряков, речников, открываются детские и юношеские астрономические общества.  На базе крупных предприятий, научно-исследовательских институтов, колхозов были созданы станции юных техников и станции юных натуралистов, военно-технические школы.

70-годы характеризуются как период   стабилизации работы в школах и внешкольных учреждениях.  Министерство просвещения РСФСР придавало большое значение развитию внешкольной работы.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

- массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

- развитие их инициативы и самодеятельности;

- общественно-полезная направленность деятельности;

- разнообразие форм внешкольной работы;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В 70-80-е годы сеть внешкольных учреждений развивается еще более быстрыми темпами. На 1 января 1976 года только в системе Министерства просвещения РСФСР работало 4678   внешкольных учреждений, в том числе: 2424 Дворца и дома пионеров и школьников, 469 станций юных техников, 256 станций юных натуралистов, 91 станция юных туристов, 1411 детско-юношеских спортивных школ, 98 детских парков, 19 детских стадионов.

Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений профсоюзов, Министерства культуры, Министерства речного и морского флота, ряда других министерств и ведомств. Только в системе Министерства путей сообщения  в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений по своему профилю   деятельности.  

В эти годы постоянно увеличивается  финансирование на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создается разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами.

Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, основам наук. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входит радиоэлектроника,   телемеханика, биохимия,   космонавтика.

Эти годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности  и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и  формы воспитательной работы.

Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную   досуговой деятельности детей и молодежи.

Внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая  роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.

В конце 80-х  учреждениям  предоставляется   большая самостоятельность в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда.    Вносятся  изменения  в содержание деятельности в соответствии с изменившимися интересами и потребностями детей,  обновляется  научно-методическая база, разрабатываются  новые технологии обучения, образовательные программы нового поколения, новые методики и учебные пособия по работе с детьми.

Период с 1991 года в истории внешкольной работы, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, что сказывается и на состоянии работы. Тем не менее  сеть внешкольных учреждений  в этот период, когда в России распались мощнейшие структуры,  сохранилась, что говорит о ее    необходимости для  детей, родителей, народного образования.

В быстро меняющемся постсоветском обществе возникла  потребность во введении нового направления образования – дополнительного. В соответствии с Законом  РФ «Об образовании» начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное  состояние. С 1992 года начинается преобразование внешкольных учреждений в учреждения системы дополнительного образования с совершенно новыми подходами к постановке обучения. Этот переход  усложняется отсутствием финансирования, четких задач, методик, сложнейшей социально-экономической ситуацией в стране.

Необходимо было пересмотреть всю нормативную базу внешкольной работы, снять различные ограничения, дать возможность педагогу заниматься любимым делом, не оглядываясь на вышестоящие организации.

При всех отмеченных недостатках и неиспользованных возможностях внешкольное воспитание, внеурочная и внешкольная работа как  неотъемлемая часть системы образования, предоставляла детям дополнительные условия для развития их интересов  и способностей.   Она расширяла рамки школьных занятий, стимулировала развитие творческой и познавательной активности, помогала найти себя, друзей, занятие по душе.

Опыт, как позитивный, так и негативный, накопленный российской и советской педагогикой, школой, внешкольными учреждениями является ценнейшим педагогическим капиталом, без которого было бы невозможно строить современную систему дополнительного образования детей.

начальник департамента образования

Приём по личным вопросам: вторник с 16.00 до 18.00 по адресу:629007, г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205, тел. 3-21-45

vktelegram odnoklassniki

goryachaya liniya_08_12_2023_1

vopros otvet

trzaoo s

trzado s

licey

Banner 2023