Муниципальные интенсивные школы как эффективная форма развития учащихся в условиях открытого образования
В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают требования (вызовы) к системе образования и социализации человека. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Практика показывает, что указанные требования к уровню подготовки выпускника не могут быть удовлетворены только в рамках урочной деятельности; эффективность общего образования недостаточна в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
Поэтому в современных условиях существенно возрастает роль дополнительного образования, конкурентные преимущества которого проявляются в следующих качественных характеристиках: свободный выбор дополнительных образовательных программ и сроков их реализации; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности.
Реализация модели открытого образования потребовала создания не только нового содержания дополнительного образования, но и постановки качественно новых задач в организации процесса обучения и воспитания: применения нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания, изменения взаимоотношений педагога и учащихся.
С 2012 года в г. Салехарде реализуются новые формы работы с детьми – предметные интенсивные школы, в рамках которых учащиеся включаются в современные формы деятельности и коммуникации, различные практики, направленные на успешную социализацию личности, на формирование предметных, метапредметных и личностных компетентностей.
Интенсивная школа – образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения (длительность его варьируется от 3 дней до 3 недель), основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал.
В обычной школе дети попадают уже в готовое образовательное пространство, инициатором которого является учитель (преподаватель). В интенсивной же школе дети собираются в группы, в процессе обсуждения они вокруг себя создают своё образовательное пространство, в котором оказывается и сам преподаватель. В рамках школ используются активные формы организации работы: «мозговые штурмы», коллективные дискуссии, микроисследования, деловые игры, экспертиза проектов и проектных идей, их представление и защита. Учащиеся выступают в позиции исследователей-аналитиков, проектировщиков, экспертов; педагоги координируют их работу, занимая активную тьюторскую позицию по отношению к детям.
Основной метод, используемый в работе интенсивных школ – проектный, который позволяет создать вне школы модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на самостоятельное получение новых знаний и активную исследовательскую деятельность, на творческую самореализацию личности учащегося.
Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания.
Школы проводятся в период весенних и осенних каникул, перечень их достаточно разнообразен: «Азбука журналистики», «Робомир», «Разговорный английский язык», «Школа юных исследователей», «Медицинская школа», «Мир под микроскопом», «Школа финансово-правовой грамотности», «Юный физик» и др.).
Интенсивные школы носят профориентационный характер: предприниматели, представители налоговой службы, сотрудники банков, ученые, научные сотрудники Салехардской сельскохозяйственной опытной станции, отдела естественной истории МВК им. И.С. Шемановского, журналисты, преподаватели Ямальского многопрофильного колледжа преподают в интенсивных школах и расширяют горизонты представлений ребят о перспективах профессионального обучения и о возможностях жизненного пути.
Творческие мастерские интенсивных школ работают на разных площадках: в редакции Общественно-политической газеты «Красный Север», ГУ ОГТРК «Ямал-регион», МАОУ ДОД «Детская школа искусств», ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО», Арт-центр ГБУК ЯНАО «Окружной дом ремёсел», МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие», Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплекс им. И.С. Шемановского.
В рамках Интенсивных школ проводятся различные конкурсные мероприятия (викторины, защиты проектов, форумы, турниры, блиц-конкурсы, конференции и др.), по итогам которых определялись победители, лауреаты, призеры, вручались грамоты.
В целом участие в работе Интенсивных школ способствует развитию способностей и потенциальных возможностей учащихся, их творческой самореализации, личностному и профессиональному самоопределению. Командная работа, современные формы деятельности формируют умение работать в коллективе, нести ответственность за результаты своего труда.
Краткая информация об итогах проведения отдельных муниципальных интенсивных школ в период осенних-весенних каникул в 2012-2016 годах
Школа проектной деятельности «Этот День Победы…» (руководитель: Л.В. Гилева) была посвящена 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Целью школы было создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе реализации совместного социального проекта по теме «Этот день Победы….». В рамках Школы под руководством педагогов МБОУ СОШ № 3 над созданием проектов работало несколько творческих мастерских:
«Музыканты», проект «Песни, опаленные войной»;
«Корреспонденты», проект: «Лики войны» (Подвиги ямальских воинов в годы второй мировой войны);
«Библиографы», проект: «Свет лампады» (Произведения о второй мировой войне, которые рекомендовано прочитать учащимся школ. Создание буктрейлера);
«Операторы», проект: «Эх, путь, дорожка фронтовая...» (Патриотический видеоролик об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г.Салехарде);
«Художники», проект: «Маленький синий платочек» (Изготовление открыток, сувениров);
«Агитбригада», проект: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» (Создание плаката, речевки, мини- выступление агитбригады);
«Полевая кухня», проект: «Щи, да каша, еда наша!» (Солдатский обед).
Творческие мастерские, помимо МБОУ СОШ № 3, работали на различных площадках: в редакции Общественно-политической газеты «Красный Север», ГУ ОГТРК «Ямал-регион», МАОУ ДОД «Детская школа искусств», ГБУ ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО», Арт-центр ГБУК ЯНАО «Окружной дом ремёсел», МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие», Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплекс им. И.С. Шемановского. Итогом интенсивной школы была яркая, эмоционально насыщенная защита проектов, которая прошла в актовом зале МБОУ СОШ № 3 в присутствии ветеранов г. Салехарда.
Целью интенсивной школы проектной деятельности «С Днем рождения, Ямал!» (руководитель: Гилева Л.В.) было создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе подготовки и реализации проектов, посвященных 85-ой годовщине образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Под руководством педагогов учащимися было создано несколько проектов, посвященных страницам истории автономного округа: «Отчет ямальских писателей», «От Мангазеи до наших лет», «Недра Ямала», «Нам все расскажут цифры», «Сказки народов Севера», «Рекламный ролик о Севере», «Национальные виды спорта Ямала», «Музыкальная открытка», «Ожившие картины» и др.
На площадках творческих мастерских были организованы встречи с представителями различных профессий, которые внести огромный вклад в развитие округа: Л.Ф. Липатовой, историком, краеведом, писательницей, заслуженным работником культуры РФ, членом Союза журналистов России; С.В. Цупиковым, композитором, заслуженным работником культуры РФ и ЯНАО; Г.П. Кельчиным, писателем, главным редактором газеты на языке ханты «Лух Авт», заслуженным работником культуры ЯНАО; В.Г. Ушаковым, художником, заслуженным работником культуры РФ; О.В. Соболевой, научным сотрудником музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского; М. В. Бабийчук, заслуженным строителем Российской Федерации и ЯНАО, Почетным гражданином города Салехард; В.Н. Няруй, автором учебников, пособий и сценариев художественных фильмов по культуре Ямала; Ю.П. Юнкеровым, ямальским композитором, педагогом, заслуженным работником культуры РФ; певицами Еленой Лаптандер и Надеждой Сэротэтто.
Итогом интенсивной школы была яркая, эмоционально насыщенная защита проектов, созданных творческими группами, которая прошла в актовом зале МБОУ СОШ № 3.
«Математическая регата» (преподаватели: Козлова Т.Е., Кудейкина Т.Ю.); участники: учащиеся 5 – 7 классов МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ №6. Основной целью данного мероприятия является развитие элементов конструкторского мышления, графической грамотности, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса и других составляющих интеллектуальной деятельности, необходимых как в математике, так и в других учебных дисциплинах.
Интенсивная школа-игра «КВЕСТ» (преподаватели: Козлова Т.Е., Кудейкина Т.Ю., Айдаков Р.А., Валиева Е.В.), в которой приняли участие ученики 9-10 классов МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ №6, способствовала развитию логического мышления, находчивости и смекалки, позволила учащимся проверить свои способности и расширить кругозор по математике, физике и информатике.
Основной целью обучения в интенсивной школе «Разговорный английский язык» (преподаватели: Кияметдинова Т.В., Зайкова Е.А., Ахмедова Н.Б.) являлось овладение коммуникативно-речевыми формами устной и письменной речи на английском языке в рамках социально-культурной сферы общения. Итогом явился форум по пройденной тематике с выражением мнений и высказыванием предложений учащихся, в речи которых использовались отработанные лексико-грамматические конструкции, придающие английской речи разговорный характер.
Участниками интенсивной школы «Мир под микроскопом» (преподаватели: Заярнова О.П.,Гурова Е.Н., Истрати А.Н.) были учащиеся, интересующиеся исследовательской деятельностью в области естественных наук и желающие применять различные методы микроскопирования в своих исследованиях. Во время проведения занятий ребята познакомились с историей микроскопирования, изучили особенности строения и применения цифровых и световых микроскопов, получили навыки цифровой фото и видеосъёмки, профессионального использования микроскопов в деятельности специалиста ветеринарного профиля. Преподаватель ветеринарных дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум» В.И. Кустова рассказала участникам школы о паразитах человека и животных, характерных для нашего округа. Практические занятия школы «Мир под микроскопом» были посвящены изучению различных микрообъектов.
Работа интенсивной школы в МБОУ СОШ № 6 – «Santa-Lingva» (Иванова З.П., Бедоева С.А., Оросова С.А.) была направлена на привитие навыков самостоятельной работы по овладению иностранным языком и культурой; приобщение детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях. В рамках школы были организованы занятия дискуссионных клубов, викторины; конкурсы; самостоятельная работа над групповыми проектами на английском языке и их защита. Также состоялась встреча с носителем языка Розой Перес Найара.
Целью программы интенсивной школы «Школа разведчика» (руководитель – А.Ю. Воропанов) стало воспитание готовности граждан допризывного возраста к защите Отечества. В программе были выделены три этапа: «Новобранец» (подготовительный), «Учебка» (профильный), «Спецназ» (практико-ориентированный). В интенсивной школе приняли участие 15 обучающихся общеобразовательных школ города Салехард (МБОУ СОШ №4, МАОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №3). Занятия проводили педагоги дополнительного образования МБУ ДО ЦВР и представители ГУ «Военный комиссариат города Салехарда и Приуральского района ЯНАО». Ребята познакомились с «Уставом внутренней службы ВС РФ», «Строевым уставом ВС РФ» и «Дисциплинарным уставом ВС РФ»; изучили на практике строевые приёмы и движение без оружия; приняли участие в мастер-классах «Азбука Морзе» и «Составление маршрута движения по местности». Успешно была проведена военизированная игра на местности и соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки.
Участниками интенсивной школы «ЭкоАрт» (руководители Н.В. Старикова, О.П. Заярнова) стали 33 обучающихся 4 – 11 классов из 5 общеобразовательных организаций города и одной организации дополнительного образования. Педагоги интенсивной школы представили детям идею рационального использования ресурсов и продуктов их переработки через художественно-прикладное творчество. В ходе работы школы были организованы теоретические занятия, направленные на расширение кругозора учащихся в области экологии и природоохранной деятельности. Практические занятия были посвящены созданию художественно-экологических проектов с использованием природного и бросового материалов.
В рамках интенсивной школы обучающиеся также приняли участие в интеллектуально-познавательной игре «Экологический брейн-ринг», посетили контактный мини-зоопарк. Заключительным мероприятием школы стал конкурс-фестиваль художественно-экологических проектов «ЭкоАрт». К защите было представлено 6 проектов. Решением жюри все проекты были признаны лауреатами.
Целью школы проектной деятельности «Космос глазами детей» (руководитель – Л.В. Гилева) было создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе подготовки и реализации проектов, посвященных Дню космонавтики. Под руководством педагогов учащимися было создано несколько проектов: «Тайны Ямальского неба», «Одежда для космонавтов», «Космос в рисунках детей», «Космические мифы», «Космическая музыка», «Перегрузки - миф или реальность», «Космос глазами детей», «Космос в рисунках детей», «Макет Солнечной системы».
В рамках интенсивной школы «Уроки мультипликации» (руководитель – М.Г. Коробов) дети познакомились с теоретическими основами мультипликации, занимались созданием, озвучиванием и выпуском простейшего анимационного фильма. 26 марта 2016 года в рамках интенсивной школы состоялся показ мультфильмов всероссийской благотворительной акции «Весенний МультВитамин» для воспитанников Окружной санаторно-лесной школы и проведение зрительского голосования на определение лучшего мультфильма.
В работе муниципальной интенсивной школы «Азбука журналистики» (руководители – Н.В. Гладкова, В.В. Кашаева, Н.Л. Строцева) приняли участие учащиеся МБОУ СОШ № 2 и МБОУ СОШ № 6. Будущие журналисты познакомились с историей газеты, с основными газетными жанрами, узнали, каким должен быть настоящий журналист, научились издавать собственную газету, проводить пресс-конференцию. Итогом интенсивной школы стала пресс-конференция, которую подготовили и провели сами учащиеся; в номинациях «Лучшая заметка», «Лучшее интервью», «Лучшая газета», «Лучший вопрос на пресс-конференции», «Самый активный участник пресс-конференции» были определены победители.
На занятиях школы «Ситуационные задания по химии: решение проблем из различных сфер повседневной жизни» (руководитель – Т.А. Жукова) обучающиеся 9-10 классов в течение 4-х дней изучали правила работы с химическими веществами, которые человек использует в повседневном быту; учились решать бытовые задачи с применением химических знаний. Учащимся были предложены следующие темы: «Химия чистоты и здоровья», «Стирка по- научному», «Химик в салоне красоты», «Химия в консервной банке», «Химик поправляет здоровье». В результате проведенных занятий учащиеся получили полезную информацию о применении знаний по химии в домашних условиях для решения отдельных проблемных ситуаций.
В рамках интенсивной «Школы юных программистов» (руководитель – А.А. Вороков) учащиеся обучались основам программирования на языке Python; умению анализировать задачу, определять входные и выходные данные; делать отладку программы, находить ошибки в программах и т.п. 26 апреля был проведен личный турнир по программированию.
Целью программы интенсивной школы физкультурно-спортивного направления «От норм ГТО к спортивным рекордам» (руководитель – Н.Б. Чупрова) являлось привлечение обучающихся к сознательной подготовке к сдаче норм ГТО и, как следствие, к участию в тестировании в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В школе приняли участие 15 учащихся 8-10 классов из МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ с УИОП, МАОУ «Обдорская гимназия». В программу вошли мероприятия теоретического и практического характера. Ребята познакомились со структурой и содержанием комплекса, с методическими рекомендациями по выполнению различных видов испытаний (тестов). На практических занятиях обучающиеся выполняли упражнения на развитие двигательных способностей и физических качеств. В третий день проходили соревнования по сдаче норм ГТО в личном первенстве: бегу на 60 м, на 1 км, по прыжкам в длину, подтягиванию, отжиманию в упоре «лёжа» и т.п. Всем победителям и призёрам были вручены грамоты.
Участниками интенсивной школы «Юный археолог» (руководитель – Д.И. Каликова) стали 10 учащихся 6-7 классов МАОУ СОШ №1, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №6. Программа интенсивной школы «Юный археолог» состояла из двух блоков: первый – теоретический (расширение представлений учащихся о том, что такое археология, археология Усть-Полуя), второй – практический (раскопки на специально подготовленных для этого площадках, обработка найденных материалов, работа над творческим проектом). Теоретический блок занятий провела в ГБУ ЯНАО МВК им. И.С. Шемановского специалист ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», к.и.н., заведующая сектором археологии Н.В. Федорова. Дети посетили экспозицию музея Городище «Усть-Полуй» (жертвенное место). В течение двух дней дети прошли ритуал посвящения в археологи, изучали теоретические основы археологии и на практике закрепили навыки ведения раскопок и обработки найденных материалов. Особый интерес у детей вызвало склеивание найденных фрагментов сосуда и представление полученного объекта.
Муниципальные интенсивные школы как эффективная форма развития учащихся в условиях открытого образования (СКАЧАТЬ)
< Предыдущая |
---|