Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Подписаться на рассылку telegram информация о погоде

Pogoda 2023_5

logotip-03

e-uslugit

roditelym



 Муниципальные интенсивные школы как  эффективная форма  развития учащихся в условиях открытого образования

В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному  информационному обществу нарастают  требования (вызовы) к системе образования и социализации человека. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Практика показывает, что указанные требования к уровню подготовки выпускника не могут быть удовлетворены только в рамках   урочной деятельности; эффективность  общего образования недостаточна в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.   

Поэтому  в современных  условиях  существенно возрастает роль дополнительного образования,  конкурентные преимущества   которого  проявляются в следующих качественных характеристиках:  свободный   выбор  дополнительных образовательных программ и сроков их реализации;   вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;  возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности.

Реализация модели открытого образования  потребовала    создания не только нового содержания дополнительного образования, но и постановки качественно новых задач в организации процесса обучения  и воспитания:  применения  нетрадиционных форм  и методов обучения и воспитания,   изменения  взаимоотношений педагога и учащихся.

С 2012 года в г. Салехарде   реализуются  новые формы  работы  с детьми –  предметные интенсивные школы, в рамках которых  учащиеся  включаются  в   современные формы деятельности и коммуникации, различные  практики,  направленные на успешную социализацию личности, на формирование предметных, метапредметных и личностных компетентностей.

Интенсивная школаобразовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения (длительность его варьируется от 3 дней до 3 недель), основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал.

В обычной школе дети попадают уже в готовое образовательное пространство, инициатором которого является учитель (преподаватель). В интенсивной же школе   дети собираются в  группы, в процессе обсуждения они вокруг себя создают своё  образовательное пространство, в котором   оказывается и сам преподаватель. В рамках  школ  используются активные формы организации работы: «мозговые штурмы»,  коллективные  дискуссии,  микроисследования,   деловые игры, экспертиза проектов и проектных идей,  их представление и защита.   Учащиеся выступают в позиции  исследователей-аналитиков, проектировщиков, экспертов; педагоги координируют их работу, занимая активную тьюторскую позицию  по отношению  к детям.

Основной  метод, используемый в  работе интенсивных   школ – проектный,  который  позволяет создать вне школы модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на самостоятельное получение новых знаний и  активную исследовательскую деятельность, на творческую самореализацию личности учащегося.   

Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для детей, так и для взрослых, инициация интеллектуальной активности, развитие творческого мышления, рефлексии, понимания.

Школы проводятся в период  весенних и осенних каникул, перечень их достаточно разнообразен: «Азбука журналистики»,     «Робомир»,  «Разговорный английский язык»,  «Школа юных исследователей»,     «Медицинская школа»,   «Мир под микроскопом»,  «Школа финансово-правовой грамотности», «Юный физик» и др.).

Интенсивные школы носят профориентационный характер:    предприниматели, представители налоговой службы, сотрудники банков, ученые, научные сотрудники Салехардской сельскохозяйственной опытной станции,    отдела естественной истории  МВК  им. И.С. Шемановского, журналисты,  преподаватели Ямальского многопрофильного колледжа   преподают в интенсивных школах и расширяют  горизонты представлений ребят о перспективах    профессионального обучения и  о возможностях жизненного пути.

Творческие мастерские интенсивных школ работают на разных площадках: в  редакции Общественно-политической газеты «Красный Север», ГУ ОГТРК «Ямал-регион», МАОУ ДОД «Детская школа искусств», ГБУ  ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО», Арт-центр ГБУК ЯНАО «Окружной дом ремёсел», МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие», Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплекс им. И.С. Шемановского.    

 В рамках   Интенсивных школ  проводятся   различные конкурсные мероприятия (викторины, защиты проектов, форумы, турниры, блиц-конкурсы, конференции и др.),   по итогам которых определялись победители, лауреаты,  призеры, вручались  грамоты.

В целом участие в работе  Интенсивных школ способствует развитию   способностей  и потенциальных возможностей учащихся, их  творческой самореализации,  личностному и профессиональному самоопределению. Командная работа, современные формы деятельности формируют  умение работать в коллективе, нести ответственность за результаты своего труда.

 Краткая информация об итогах  проведения  отдельных  муниципальных интенсивных школ  в период осенних-весенних каникул в 2012-2016 годах

 

Школа проектной деятельности  «Этот День Победы…» (руководитель: Л.В. Гилева)   была посвящена 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.  Целью школы было  создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе реализации совместного социального проекта по теме «Этот день Победы….».  В рамках Школы  под руководством  педагогов  МБОУ СОШ № 3 над созданием проектов работало несколько творческих мастерских: 

«Музыканты», проект   «Песни, опаленные войной»; 

«Корреспонденты»,  проект: «Лики войны» (Подвиги ямальских воинов в годы второй мировой войны);  

«Библиографы»,  проект: «Свет лампады» (Произведения о второй мировой  войне, которые рекомендовано прочитать учащимся школ.  Создание буктрейлера);  

«Операторы», проект: «Эх, путь, дорожка фронтовая...» (Патриотический видеоролик об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г.Салехарде);     

«Художники»,  проект: «Маленький синий платочек» (Изготовление открыток, сувениров); 

«Агитбригада»,  проект: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» (Создание плаката, речевки, мини- выступление агитбригады);   

«Полевая кухня»,   проект: «Щи, да каша, еда наша!» (Солдатский обед).

Творческие мастерские, помимо МБОУ СОШ № 3,  работали на различных площадках:  в  редакции Общественно-политической газеты «Красный Север», ГУ ОГТРК «Ямал-регион», МАОУ ДОД «Детская школа искусств», ГБУ  ЯНАО «Национальная библиотека ЯНАО», Арт-центр ГБУК ЯНАО «Окружной дом ремёсел», МАОУ ДОД ЦДТ «Надежда», МАУК «Культурно-досуговый центр «Наследие», Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплекс им. И.С. Шемановского.   Итогом  интенсивной школы была яркая, эмоционально насыщенная защита проектов, которая прошла в актовом зале  МБОУ СОШ № 3 в присутствии ветеранов г. Салехарда.

Целью интенсивной  школы проектной деятельности  «С Днем рождения, Ямал!» (руководитель:   Гилева Л.В.) было  создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе подготовки и реализации   проектов,   посвященных 85-ой годовщине образования Ямало-Ненецкого автономного округа.  Под руководством  педагогов   учащимися   было создано несколько проектов, посвященных  страницам истории автономного округа: «Отчет ямальских писателей», «От Мангазеи до наших лет», «Недра Ямала»,  «Нам все расскажут цифры», «Сказки народов Севера»,  «Рекламный ролик о Севере», «Национальные виды спорта Ямала», «Музыкальная открытка», «Ожившие картины» и др.

На площадках творческих мастерских  были организованы встречи с представителями  различных профессий, которые внести огромный вклад в развитие округа: Л.Ф. Липатовой,   историком, краеведом, писательницей, заслуженным работником культуры РФ, членом Союза журналистов России;  С.В. Цупиковым,  композитором, заслуженным работником культуры РФ и ЯНАО;  Г.П. Кельчиным, писателем, главным редактором газеты на языке ханты «Лух Авт», заслуженным работником культуры ЯНАО;  В.Г. Ушаковым,  художником, заслуженным работником культуры РФ;  О.В. Соболевой,  научным сотрудником   музейно-выставочного комплекса им. И.С.  Шемановского; М. В. Бабийчук, заслуженным строителем Российской Федерации и  ЯНАО, Почетным гражданином города Салехард;  В.Н. Няруй,      автором учебников, пособий и сценариев художественных фильмов  по культуре Ямала; Ю.П. Юнкеровым, ямальским композитором,  педагогом, заслуженным работником культуры РФ;  певицами Еленой Лаптандер и Надеждой Сэротэтто. 

Итогом  интенсивной школы была яркая, эмоционально насыщенная защита проектов, созданных творческими группами,   которая прошла в актовом зале  МБОУ СОШ № 3. 

 «Математическая регата» (преподаватели: Козлова Т.Е., Кудейкина Т.Ю.);  участники:   учащиеся  5 – 7 классов МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ №6. Основной целью данного мероприятия   является  развитие элементов конструкторского мышления, графической грамотности, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса и других составляющих интеллектуальной деятельности, необходимых как в математике, так и в других учебных дисциплинах.

Интенсивная школа-игра «КВЕСТ» (преподаватели: Козлова Т.Е., Кудейкина Т.Ю., Айдаков Р.А., Валиева Е.В.), в которой приняли участие   ученики 9-10 классов  МБОУ СОШ №2,  МБОУ СОШ №6,    способствовала   развитию логического мышления, находчивости и смекалки,  позволила учащимся проверить свои способности и расширить   кругозор по математике, физике и информатике.   

Основной целью обучения в интенсивной школе «Разговорный английский язык»      (преподаватели: Кияметдинова Т.В.,  Зайкова Е.А., Ахмедова Н.Б.)  являлось  овладение коммуникативно-речевыми формами устной и письменной речи на английском языке в рамках  социально-культурной сферы общения. Итогом явился форум по пройденной тематике с выражением мнений и высказыванием предложений учащихся, в речи которых использовались отработанные лексико-грамматические конструкции, придающие английской речи разговорный характер.

Участниками интенсивной    школы  «Мир под микроскопом» (преподаватели: Заярнова О.П.,Гурова Е.Н.,  Истрати А.Н.) были учащиеся, интересующиеся исследовательской деятельностью в области естественных наук и желающие применять различные методы микроскопирования в своих исследованиях.  Во время проведения занятий ребята познакомились с историей микроскопирования, изучили особенности строения и применения цифровых и световых микроскопов, получили навыки цифровой фото и видеосъёмки, профессионального использования микроскопов в деятельности специалиста ветеринарного профиля.  Преподаватель ветеринарных дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»  В.И. Кустова рассказала участникам школы о паразитах человека и животных, характерных для нашего округа.  Практические занятия школы «Мир под микроскопом» были посвящены изучению различных микрообъектов.

Работа интенсивной школы в МБОУ СОШ № 6  – «Santa-Lingva»  (Иванова З.П., Бедоева С.А., Оросова С.А.) была направлена на привитие навыков самостоятельной работы по   овладению иностранным языком и культурой; приобщение  детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях.  В рамках школы были организованы занятия дискуссионных клубов, викторины; конкурсы; самостоятельная работа над групповыми  проектами на английском языке и их защита.  Также состоялась встреча с носителем языка  Розой Перес Найара.

Целью программы интенсивной школы «Школа разведчика»  (руководитель – А.Ю. Воропанов)  стало   воспитание готовности граждан допризывного возраста к защите Отечества.   В  программе   были выделены   три этапа:  «Новобранец» (подготовительный),  «Учебка»  (профильный),    «Спецназ» (практико-ориентированный).  В интенсивной школе приняли участие 15 обучающихся общеобразовательных школ города Салехард (МБОУ СОШ №4, МАОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №3). Занятия проводили педагоги дополнительного образования МБУ ДО ЦВР и представители ГУ  «Военный комиссариат  города Салехарда и Приуральского района  ЯНАО».  Ребята познакомились с «Уставом внутренней службы ВС РФ»,  «Строевым уставом ВС РФ»  и  «Дисциплинарным уставом ВС РФ»;  изучили на практике строевые приёмы и движение без оружия; приняли участие в мастер-классах «Азбука Морзе» и «Составление маршрута движения по местности». Успешно была проведена военизированная игра на местности и  соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. 

Участниками интенсивной школы «ЭкоАрт» (руководители Н.В. Старикова,  О.П. Заярнова) стали 33 обучающихся  4 – 11 классов из 5 общеобразовательных организаций города и одной организации дополнительного образования.   Педагоги  интенсивной школы    представили  детям  идею рационального использования ресурсов и продуктов их переработки через  художественно-прикладное творчество.  В ходе работы школы были организованы теоретические занятия, направленные на расширение кругозора учащихся в области экологии и природоохранной деятельности. Практические занятия были посвящены созданию художественно-экологических проектов с использованием природного и бросового материалов.

В рамках интенсивной школы обучающиеся также приняли участие в интеллектуально-познавательной игре «Экологический брейн-ринг», посетили контактный мини-зоопарк. Заключительным мероприятием школы стал конкурс-фестиваль художественно-экологических проектов «ЭкоАрт». К защите было представлено 6 проектов. Решением жюри все проекты были признаны лауреатами. 

Целью школы проектной деятельности  «Космос глазами детей» (руководитель –    Л.В. Гилева) было  создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала учащихся в ходе подготовки и реализации   проектов,   посвященных  Дню космонавтики. Под руководством  педагогов   учащимися   было создано несколько проектов:  «Тайны Ямальского неба», «Одежда для космонавтов»,  «Космос в рисунках детей»,  «Космические мифы», «Космическая музыка»,  «Перегрузки - миф или реальность»,  «Космос глазами детей»,   «Космос в рисунках детей»,  «Макет Солнечной системы». 

В рамках  интенсивной школы «Уроки мультипликации»  (руководитель –  М.Г. Коробов)    дети  познакомились с теоретическими основами  мультипликации,  занимались созданием,  озвучиванием   и выпуском   простейшего  анимационного фильма.        26 марта  2016 года  в рамках интенсивной школы состоялся показ мультфильмов всероссийской благотворительной акции «Весенний МультВитамин»  для воспитанников  Окружной санаторно-лесной школы  и проведение зрительского голосования на определение лучшего мультфильма.

  В работе  муниципальной  интенсивной  школы «Азбука журналистики»  (руководители – Н.В. Гладкова,  В.В. Кашаева,  Н.Л. Строцева)   приняли участие  учащиеся  МБОУ СОШ № 2 и  МБОУ СОШ № 6.  Будущие журналисты познакомились с историей газеты, с основными газетными жанрами, узнали, каким должен быть настоящий журналист, научились издавать собственную газету, проводить пресс-конференцию. Итогом интенсивной школы  стала пресс-конференция, которую подготовили и провели сами учащиеся; в номинациях  «Лучшая заметка»,   «Лучшее интервью»,  «Лучшая газета»,  «Лучший вопрос на пресс-конференции»,  «Самый активный участник пресс-конференции» были определены победители. 

На занятиях школы  «Ситуационные задания по химии: решение проблем из различных сфер повседневной жизни»  (руководитель – Т.А. Жукова) обучающиеся 9-10 классов в течение 4-х дней  изучали правила  работы с химическими веществами, которые человек использует в повседневном быту;  учились  решать бытовые задачи с применением химических знаний. Учащимся были предложены следующие темы:  «Химия чистоты и здоровья»,  «Стирка по- научному», «Химик в салоне красоты», «Химия в консервной банке»,  «Химик поправляет здоровье».  В результате проведенных занятий  учащиеся получили   полезную информацию о применении знаний по химии в домашних условиях для решения  отдельных проблемных ситуаций.  

В рамках  интенсивной «Школы  юных программистов»  (руководитель – А.А.  Вороков) учащиеся обучались  основам программирования на языке Python; умению  анализировать задачу, определять входные и выходные данные;  делать отладку программы, находить ошибки в программах и т.п.  26 апреля был проведен личный турнир по программированию.

Целью программы интенсивной школы физкультурно-спортивного направления «От норм ГТО к спортивным рекордам»  (руководитель –  Н.Б. Чупрова)   являлось привлечение обучающихся к сознательной  подготовке к  сдаче  норм ГТО и,  как следствие,  к участию в тестировании в рамках  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В школе приняли участие  15 учащихся   8-10 классов из МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №2, МБОУ СОШ с УИОП,  МАОУ «Обдорская гимназия».  В программу вошли мероприятия теоретического и практического характера. Ребята познакомились  со структурой и содержанием комплекса, с методическими рекомендациями по выполнению различных видов испытаний (тестов). На практических занятиях обучающиеся выполняли упражнения на развитие двигательных способностей и  физических качеств.   В третий день проходили соревнования по сдаче норм ГТО в личном первенстве: бегу на 60 м, на 1 км, по прыжкам  в длину, подтягиванию, отжиманию в упоре «лёжа»  и т.п.     Всем победителям и призёрам  были вручены грамоты.

Участниками интенсивной школы «Юный археолог»  (руководитель –  Д.И. Каликова)   стали 10 учащихся 6-7 классов   МАОУ СОШ №1, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №6.  Программа интенсивной школы «Юный археолог» состояла из двух блоков: первый – теоретический (расширение представлений учащихся о том, что такое археология, археология Усть-Полуя), второй – практический (раскопки на специально подготовленных для этого  площадках, обработка найденных материалов, работа над творческим проектом).   Теоретический блок занятий провела в ГБУ ЯНАО МВК им. И.С. Шемановского специалист ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики», к.и.н., заведующая сектором археологии Н.В. Федорова. Дети посетили экспозицию музея Городище «Усть-Полуй»  (жертвенное место).    В течение двух дней  дети прошли ритуал посвящения в археологи,  изучали теоретические основы археологии и  на практике закрепили  навыки ведения раскопок и обработки найденных материалов. Особый интерес у детей вызвало склеивание найденных фрагментов сосуда и представление полученного объекта.

Муниципальные интенсивные школы как эффективная форма развития учащихся в условиях открытого образования (СКАЧАТЬ)

начальник департамента образования

Приём по личным вопросам: вторник с 16.00 до 18.00 по адресу:629007, г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205, тел. 3-21-45

vktelegram odnoklassniki

goryachaya liniya_08_12_2023_1

vopros otvet

trzaoo s

trzado s

licey

Banner 2023