Версия для слабовидящих

Информация о погоде предоставлена Ямало-Ненецким центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Подписаться на рассылку telegram информация о погоде

Pogoda 2023_5

logotip-03

e-uslugit

roditelym

Personal Information_1

Personal data_children_1



Суетина Л.Л., учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ №2», г. Салехард

 Обучение словесности в период подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА посредством компетентностного подхода

Требования к современному выпускнику изменились. Они складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды. Невысокие результаты российских обучающихся в международных исследованиях PISA, TIMMS, PIRLS, CIVIC и других показывают, что выпускник школы не готов к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, применяю активные методы обучения, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников.

При изучении русского языка и литературы выделяют формирование следующих компетентностей: коммуникативной, лингвистической  и языковой.

Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи решаю путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи школьников: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь детей обогащается синонимическими конструкциями. Для формирования языковой компетенции, использую следующие виды работы.

Это в первую очередь умение работать со справочной литературой, знакомство с различными видами словарей: толковых, орфографических, грамматических и т.д.  При работе со словарями обучаю детей поисковому, просмотровому чтению, что позволяет совершенствовать навык чтения, успешно пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.

Значительное  место  на уроке уделяю комплексному анализу текста. Эту работу начинаю уже с пятого класса. Например, при изучении темы «Синтаксис. Пунктуация» после связного текста предлагаю следующие задания:

  1. определите тему текста и озаглавьте его;
  2. вставьте пропущенные буквы;
  3. подчеркните главные члены предложения;
  4. выпишите из текста именные словосочетания;
  5. обозначьте окончания у существительных из первого абзаца, укажите род, склонение;
  6. определите синтаксическую роль выделенных слов, подчеркните их как члены предложения.

Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Обучающиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

При создании собственного текста, школьники выражают свои мысли в устной и письменной форме (текстообразование), правильно и уместно используют языковые средства в соответствии с целями и условиями общения, умеют собирать и отбирать материал, аргументированно раскрывать тему, последовательно ее излагать и подчинять высказывание главной мысли, организуют весь материал в композиционно-законченную форму.

На этапе объяснения структуры текстов различных типов использую опорные схемы. Например, при обучении написанию сочинения-рассуждения предлагаю заполнить схему:

Композиция

Рабочие материалы

Сочинение

Тезис

Доказательства

1 аргумент

Во-первых,  …

пример

Например, …

2 аргумент

Во-вторых,…

пример

 Вывод

Таким образом, … 

Формируя лингвистическую компетенцию, обеспечиваю познавательную культуру личности школьника, развиваю логическое мышление, память, воображение  обучающихся. При подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку предлагаю создать собственный текст, прокомментировав то или иное языковое явление, приведя собственные примеры. Таким образом, в процессе работы учащиеся не только работают над анализом текста, но и создают собственный продукт - сочинение (С). Задание является достаточно сложным для детей, поэтому подготовительную  работу нужно начинать с пятого-шестого класса и проводить систематически. Например, при изучении темы «Обращение» в 8-м классе, предлагаю обучающимся расставить пропущенные знаки препинания, определить роль обращения в тексте.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ответ: распространенное обращение «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» повышает эмоциональный настрой речи и передает трепетное отношение А.С.Пушкина к няне Арине Родионовне.

Особое внимание уделяю заданиям, требующим изменения структуры текста (сжатие, перенесение содержания в таблицу и наоборот), умению находить нужную информацию в схемах, афишных проспектах и т. д.

Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются:

1) обобщение: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации и свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

1) замены: однородных членов обобщающим наименованием; фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения: повторов; фрагмента предложения; одного или нескольких синонимов; слияние нескольких предложений в одно.

Использую  задания  для подготовки к этому виду работы  с 5-го класса. В 8-м классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» предлагаю задание:

Замените ряд однородных членов обобщающим словом (где нужно, измените форму согласующихся слов):

  1. О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.  ( О его учености знали все).
  2. Малиновые, сиреневые, ярко-зеленые, рыжие, белые и золотые парики пылали в солнечных лучах. (Разноцветные парики пылали в солнечных лучах)

При развитии коммуникативной компетентности обеспечиваю нормативное и целесообразное использование языка, развиваю способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Основываясь на существенные признаки компетентностно-ориентированного обучения, предлагаю свободное обсуждение школьниками прочитанного или прослушанного текста, ситуаций из жизни класса, школы, страны, в ходе которых они учатся формулировать свою точку зрения, обосновывать ее, высказывать без особой робости или чрезмерной самоуверенности и – что не менее важно – внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать свою точку зрения с иными взглядами на проблему, в случае убедительных аргументов признавать их правоту.

На уроках организую индивидуальную, парную работу, применяю исследовательские и творческие проекты, ролевые игры, работу с различными источниками информации.  Организовывая групповую форму работы, развиваю диалоговое обучение, в ходе которого ученики учатся критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решение, общаться. Эта деятельность способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу. Например, урок литературы 8 класс «Поэзия родной природы»:

Перед нами стихи замечательных поэтов 19 века: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И Тютчева, А.А.Фета, А. Н. Майкова.

- Какому времени года посвящены стихотворения? Что объединяет оба времени года?

Работа в группах. Каждая группа работает с одним стихотворением. Ваша задача: найти  эпитеты, определить их роль в тексте.

Слушаем результаты работы групп.

В результате обучающиеся не только создают текст, прокомментировав лексическое явление (эпитет), но и отрабатывают навыки взаимодействия в группе.

Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ГИА и  ЕГЭ. Систематическое использование на уроках русского языка и литературы компетентностного подхода к обучению позволило добиться следующих результатов при сдаче ГИА:

Класс

% обучающихся, сдававших экзамен в новой форме (ГИА) по русскому языку

Общая успеваемость (%)

Качественная успеваемость (%)

9а класс

86,2%

100%

92%

9б класс

92,5%

100%

88%

итого

89,3

100%

90%

На сегодняшний момент воспитание компетентного человека - главная конечная цель моей педагогической деятельности. Хочется видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию.

Библиографический список

  1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
  2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2006. - №10.
  3. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.. – М.: 5 за знания, 2008.
  4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
  5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.
  6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.

СКАЧАТЬ 

начальник департамента образования

Приём по личным вопросам: вторник с 16.00 до 18.00 по адресу:629007, г.Салехард, ул. Ямальская, д.30, каб.205, тел. 3-21-45

vktelegram odnoklassniki

goryachaya liniya_08_12_2023_1

vopros otvet

trzaoo s

trzado s

licey

Banner 2023